Русский язык и культура речи (СПО-Фармация)

Преподаватель: Макарова Ирина Ивановна
Кафедра: языковой коммуникации л/ф
Должность: Доцент

Лекций: 0

Объем программы, часов: 40

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в высших учебных заведения как составная часть цикла гуманитарных дисциплин, предназначенного для студентов всех специальностей. 

Главной целью курса русский язык и культуры речи является освоение дисциплины: формирование высокой речевой культуры современного квалифицированного специалиста среднего профессионального образования – зубной техник, в соответствии с общекультурными компетенциями, уметь работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, необходимыми в рамках основных видов его профессиональной деятельности. 

Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» базируется на знаниях, полученных обучающимися ранее в результате освоения предшествующих частей образовательной программы, которые необходимы при освоении данной дисциплины

Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества.

Задачи освоения дисциплины:

Закрепить имеющиеся и выработать новые навыки соблюдения орфоэпических, лексических, грамматических (морфологических и синтаксических), стилистических, орфографических и пунктуационных норм, а также правил речевого этикета;

Научить использовать функциональные стили речи (в их жанровом разнообразии), непосредственно связанные с будущей профессией обучающегося (научный и публицистический);

Овладеть основами теории речевой коммуникации;

Овладеть основами ораторского мастерства, основными принципами построения публичного выступления.

Учебно-методические материалы помогают обучающемуся организовать самостоятельное изучение тем (вопросов) дисциплины. Для организации самостоятельной работы созданы следующие условия:

  • наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;
  • система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
  • консультационная помощь преподавателя.

Методически самостоятельная работа обучающихся обеспечена:

  • графиками самостоятельной работы, содержащими перечень форм и видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля над ней
  • методическими указаниями для обучающихся по самостоятельной работе, содержащие целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, структурно-логическими и графологическими схемами по изучаемым темам, списками основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, теоретическими вопросами и вопросами для самоподготовки.

Методический материал для самостоятельной подготовки представлен в виде литературных источников. В список учебно-методических материалов для обеспечения самостоятельной работы обучающихся входит перечень библиотечных ресурсов МГМСУ им. А.И. Евдокимова и собственных материалов, к которым обучающийся имеет возможность доступа.

Контроль самостоятельной работы – вид контактной внеаудиторной работы обучающихся по образовательной программе. Контроль самостоятельной работы осуществляется преподавателем, ведущим занятия семинарского типа.

Оценка самостоятельной работы учитывается при прохождении промежуточной аттестации по дисциплине.

Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине  включают компетенции; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. Проведение промежуточной аттестации проходит в виде собеседования, ответы на контрольные вопросы.

Вид самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся

№ п/п

Вид самостоятельной работы

  1.  

Работа с рекомендованной основной и дополнительной литературой; работа с электронными учебными пособиями; работа со словарями

  1.  

Самоподготовка к практическим занятиям

  1.  

Изучение материала темы занятия

  1.  

Подготовка к терминологическим диктантам

  1.  

Подготовка к тестам

  1.  

Подготовка к публичному выступлению

  1.  

Написание эссе-рассуждение

  1.  

Выполнение обучающих и контрольных заданий

Критерии оценивания текущей успеваемости

Контролируемый вид деятельности

Оценка

Критерии оценивания

Ответы на контрольные вопросы

Зачтено

 

«Зачтено» учащийся показывает знания учебного материала,  без существенных неточностей отвечает на контрольный вопрос.

Правильный ответ на заданный вопрос.

Не зачтено

«Не зачтено»  нет знания учебного материала, нет ответа на контрольный вопрос либо ответ содержит существенные неточности.

Тестирование

Зачтено

Количество верных ответов 70%-100%/

 

Не зачтено

Количество верных ответов менее 70%

Собеседование по ситуационным заданиям

 

 

Зачтено

 

«Зачтено» выставляется обучающемуся, который показывает умения в коммуникации в соответствии с ситуацией общения, а также языковыми и этическими нормами

Не зачтено

«Не зачтено» выставляется обучающемуся, который показывает неумение участвовать в коммуникации в соответствии с ситуацией общения, а также языковыми и этическими нормам

Контрольные задания

Зачтено

 

«Зачтено» выставляется обучающемуся который показывает: умение участвовать в коммуникации в соответствии с ситуацией общения, а также языковыми и этическими нормами

Не зачтено

«Не зачтено» выставляется обучающемуся, который показывает: неумение участвовать в коммуникации в соответствии с ситуацией общения, а также языковыми и этическими нормами

 

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Культура речи как учебная дисциплина.  Язык и речь.

Орфография: безударные и чередующиеся гласные в корне слова.

Нормы современного русского литературного языка

Орфоэпические нормы русского литературного языка

Текст. Его строение и признаки. Средства связи в тексте.

Функциональные типы речи: описания, повествования, рассуждения.

 Орфография: падежные окончания существительных, прилагательных и причастий.

Орфоэпическая норма.

Лексическая норма

Морфологическая норма.

Синтаксическая норма.

Основные принципы русской пунктуации

 Научный стиль, письменные жанры научного стиля.

 Речевая коммуникация, коммуникативные барьеры

 Особенности официально-делового стиля речи.

 Основы публичного выступления

Критерии оценки публичного выступления

Русский речевой этикет

Для доступа к лекциям, видео и текстовым материалам - Вам необходим личный кабинет учащегося.